История палехской росписи
Палех — посёлок в Ивановской области России. По преданиям, его название происходит от глагола «палить». Согласно легенде, спасающиеся от нашествия татар люди бежали из Владимира и Суздаля в дремучие леса. Они спалили лес у реки и построили на этом месте дома, назвав образовавшееся село Палехом
Среди бежавших были монахи-иконописцы. Они зародили в Палехе иконописный промысел. В 17 веке палехские мастера занимались только росписью икон и церквей. Они также расписывали и реставрировали самые знаковые памятники культуры: Грановитую палату Московского Кремля, храм Троице-Сергиевой лавры, Новодевичий монастырь
Главную особенность стиля умельцев можно было наблюдать в иконах миниатюрной, или мелочной, работы. Небольшая поверхность вмещала целую россыпь крошечных образов и множество мини-сюжетов с тонко прорисованными лицами святых. Виртуозную детализацию подчёркивала роспись золотом
После Октябрьской революции бывшие мастера были вынуждены обратиться к крестьянскому труду, так как на иконопись существовал запрет. В 1920-х годах некоторые палешане начали расписывать деревянные коробочки, пытаясь возродить своё искусство в условиях нового времени. Однако новые изделия не привлекли внимания
Тогда, взяв за образец федоскинские миниатюры на черных ларцах и шкатулках из папье-маше, палешане стали делать такие же, но с использованием иконописной техники. Изделия тут же «выстрелили» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1923 года: мастера получили за них диплом первой степени
Художников нового вида искусства требовалось объединить. 5 декабря 1924 года палехские потомственные иконописцы Иван Голиков, Иван Маркичев, Иван Баканов, Иван и Александр Зубковы и Александр и Владимир Котухины основали в Палехе «Артель древней живописи» и занялись созданием лаковых миниатюр. Художники сами изготавливали лак и папье-маше и писали яичными красками с применением твореного золота на коробочках. Всё — с соблюдением традиционного иконописного стиля
Итальянцы просили даже прислать несколько человек для организации школы, чтобы тоже создавать подобные великолепные миниатюры, но русские художники остались на Родине. В 1925 году палехская роспись прогремела на весь Париж, привезя с Всемирной выставки золотую медаль
Запад, впервые увидев самобытное палехское искусство на Венецианском художественном вернисаже в 1924 году, был покорен талантом русских мастеров
В 1932 году возник Союз художников Палеха, который в 1954 году превратился Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Палехская роспись 1960-х — начала 1980-х годов играла всеми огнями на сувенирных открытках, шкатулках, подносах и марках, становясь неотъемлемым символом страны. «Объединение художников Палеха» — соавторов современных часов Palekh Watch — открылось в 1989 году
В 2020 году компания «Глобал Рус Трейд» создала бренд Palekh Watch. Искусство палехских мастеров открылось для очередной эпохи
1238
Взятие города Владимир татарами. Иконописцы бегут в леса
1645
Село на речке Палешке насчитывает 47 дворов и 404 души мужского населения
1814
Появляются первые семейные иконописные мастерские. Лучшими мастерами считаются Коурцевы
1807
Палешане расписывают местный Крестовоздвиженский храм. По словам профессора А.В. Бакушинского, это «последняя великая стенопись… древнерусской религиозной живописной традиции»
1830
Первая профессиональная иконописная мастерская. Инициатор — Л. М. Сафонов
В селе проживает 1280 человек, половина занимается иконописью
Историк искусства Георгий Филимонов после визита в село: «…В деле иконописи ни одна местность не может сравниться в настоящее время с Палехом»
Художники-палешане Белоусовы расписывают Грановитую палату Московского Кремля
1863
1859
1882
После революции художник И.И. Голиков пишет свою первую лаковую миниатюру «Адам в Раю» в стиле, который впоследствии будет называться палехским. Вдохновением служит чёрная шкатулка из папье-маше с многоцветной росписью из Федоскино
1922
1923
Новые изделия получают диплом I степени на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке
1924
Создана «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Палехские шкатулки покоряют зарубежные выставки
1926
Окрывается Палехское художественное училище имени М. Горького
Бригада художников во главе с Н.М. Зиновьевым проводит реставрацию наружных фресок Успенского собора Московского Кремля
1947
1959
Палешанами восстановлен Лаковый кабинет во дворце Монплезир в Петродворце
1971
Палехские художественно-производственные мастерские награждены орденом «Знак Почёта»
2020
Открылась часовая мануфактура Palekh Watch