Отцы-основатели палехской миниатюры по версии народного художника РСФСР Николая Зиновьева:
Новый вид искусства — палехская миниатюра — не мог появиться самостоятельно. Переход от иконописи к современному Палеху осуществили 7 мастеров, которые решительно настроились пронести свой промысел сквозь века

Все они — заслуженные деятели искусств РСФСР, чье творчество в общих чертах и представляет весь Палех и на чьих работах учатся новые мастера-палешане
Наследие
Иван Голиков 1886 – 1937
До революции был простым доличником-иконописцем. Раскрылся уже в процессе развития искусства палехской миниатюры. Любил собирать полевые цветы, раскладывать их на рабочем столе и на основе этого создавать рисунки. Работал стихийно, по вдохновению, без предварительных эскизов. Пробовал себя не только в лаковой миниатюре: писал на фарфоре, создавал театральные декорации, иллюстрировал «Слово о полку Игореве»
Иван Баканов 1870 – 1936
До революции был большим мастером иконописи. Занимался в основном стенной монументальной росписью церквей, что отразилось в его миниатюрах. Писал в мягкой, натуралистичной цветовой гамме. Вместо эскиза перед началом работы делал рисунок. В белила любил добавлять краски для будущего рисунка: синюю — для волн, зеленую — для деревьев. Часто выделял золотом контуры гор и пригорков
Иван Вакуров 1885 – 1968
Произведения Вакурова отличаются глубиной содержания. Он изображал революцию, писал о судьбе Пушкина. Экспериментировал с цветовыми решениями и элементами армянского искусства миниатюры. Перед работой делал многочисленные эскизы, подбирал материал, вынашивал задумку. Большое значение уделял белильной подготовке. Делал интересные, фантастические формы волн, а головы персонажей писал в темно-коричневых тонах. Только у него встречалось удивительно хорошее сочетание ярко-красных тонов с синими и зелеными
Аристарх Дыдыкин 1874 – 1954
Сочетал московскую школу Симона Ушакова 17 века и палехскую иконопись 18 века, а иногда и более древние мотивы. Оформлял каждый предмет с особо точным чувством меры. Для лучшего звучания цвета добавлял в первые плави краски противоположных тонов: в синие — желтые, в зеленые — коричневые. Золотом и серебром обильно накладывал пробела на одеждах. Много писал на тему патриотизма русского народа, его трактовки сюжетов отличаются юмором
Иван Маркичев 1883 – 1955
Изначально реставрировал памятники 17 века, вследствие чего загорелся монументальной статикой. Любил писать об обыденной, повседневной жизни: крестьянском труде, песнях, рыбалке и охоте. Его роспись отличалась особенной нежностью: слабо накладывал тени, был минималистичен и в пробелах золотом и серебром. Тематика Маркичева — бытовая, деревенская, относился к ней с лирикой. Умел особенно хорошо писать рожь. В его работах читается любовь к природе, земле, труду
Александр Котухин 1886 – 1961
Добавлял в строгановский стиль собственные находки. Писал как на тему сказок, так и о современности и на литературные темы. Делал теневые приплавки гораздо темнее, чем другие мастера, а головы персонажей очень светлыми. Писал обильные золотые и серебряные пробела на своих произведениях, уделял этому большое внимание. Его рисунки яркие и богато украшенные
Дмитрий Буторин 1891 – 1960
Особенно часто этот художник изображал поединки богатырей. Не очень любил рисовать предварительный рисунок, а если и делал, почти им не пользовался. Создавал желто-коричневые пейзажи и делал яркую жизнерадостную роскрышь. С большой любовью писал головы и фигуры персонажей. Делал светло-желтые головы с белыми бликами. Анатомически точно писал фигуры. Выступал за жизненную правдивость образов