Click to order
История уникальной Палехской росписи
Палех – небольшой поселок в Ивановской области. Изначально он был известен
своими иконописцами. Палехские мастера расписывали множество соборов и церквей по всей России. Среди их работ – иконы и настенные росписи в Грановитой палате Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавре и Новодевичьем монастыре.

Великая Октябрьская социалистическая революция внесла свои коррективы в творчество Палеха, и художникам пришлось искать другие формы самовыражения. С 1918 года начался новый этап развития промысла, принесший Палеху небывалый расцвет и известность далеко за пределами России. Главным направлением деятельности стала роспись по дереву и папье-маше. Мастера перенесли традиционную роспись на поверхности ларцов, шкатулок, чайниц и табакерок.

В декабре 1924 года семь бывших иконописцев (Иван Голиков, Александр и Владимир Котухины, Иван Баканов, Иван и Александр Зубковы, Иван Маркичев) основали в Палехе Артель древней живописи. В 1932 году она превратилась в Палехское товарищество художников, а в 1953 году – в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Палехские мастера создали Артель древней живописи и перенесли иконописные
стили в лаковые миниатюры.
С созданием артели стали зарождаться традиционные сегодня палехские сюжеты: на миниатюрах поселились сказочные истории, былинные богатыри, популярные исторические личности, стали появляться зарисовки из народного быта.

Стиль Палеха так органично вписался в новые сюжеты, что это вдохнуло новую жизнь в развитие промысла.
В довоенное время в сюжетах преобладали орнаментальные начала и бытовые сценки: мотивы крестьянского труда, отдыха, охоты, народных гуляний, несущихся троек. Часто художники искали вдохновение в сказках и поэмах А.С. Пушкина, сюжетах русских народных былин.

Мировое признание: награды и поклонники.

Высокое мастерство палехских художников, их чуткое понимание красоты
и выразительности художественного языка древнерусской живописи стали
причиной резкого взлета популярности искусства Палеха в советское время.
Роспись получила популярность далеко за пределами Советского Союза и
снискала славу по всему миру.

В 1923 году работы палехских мастеров были награждены дипломом ІІ степени
на художественно-промышленной выставке в Москве. В 1924 году палехские
шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже.
Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы,
но художники отказались покидать Россию. В 1925 году палехская роспись
получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Отличительные черты традиционной палехской росписи.

  • письмо яичными темперными красками
  • многослойное письмо прозрачными мазками (лессировка)
  • невероятно тонкая прорисовка каждого элемента
  • многообразие элементов композиции и их живописность
  • общий мягкий тон написания композиции
  • удлиненность и хрупкость человеческих фигур
  • роспись деталей сусальным золотом и серебром